воскресенье, 31 января 2016 г.

«Дурак», 2014

Есть такие фильмы, которые сами напрашиваются на глумление. Их много, и вот эта социальная драма под названием «Дурак» — довольно яркий тому пример.
Вот такой, стало быть, постер. Очень как бы трагический, — стоит молодой человек и смотрит на рухнувший дом, который он вроде как хотел спасти, да не спас...

В самом фильме такого кадра не будет. Никакой дом никуда не рухнет, а валяться будет как раз этот милый юноша, а вместе с ним еще много кто. Ему-то вроде как и поделом, а вот остальных-то жалко...


А суть вот в чем. Живет этот Дима со своей семьей из трех поколений в какой-то небольшой квартирке. Семья вполне нормальная, милые такие родители
 ну и сам он с супружницей и маленьким лялькой.
Сам он человек хороший, работает сантехником, но это пока. Он учится в институте, что дает ему надежду на изменение жизни к лучшему. Оно бы и дай Бог, конечно, но как-то не тому его там выучили... Хотя главная наука идет из семьи, конечно. Эти мудрые родительские уроки мы увидим сразу же, во время семейного ужина, который перерастает в стихийный митинг.

Мама ругает папу за то, что он такой альтруист, думает обо всех, кроме своей семьи, жалуется на болезни и вообще на всю эту поганую жизнь. Ну вот так вот они кушают что-то, явно жирное и острое, на ночь-то глядя... Нет бы кефиру выпить.

Но этот мирный семейный ужин прерывается звуками, издаваемыми местной гопотой, предающейся любимому развлечению, — они ломают скамейку. Это дает герою и его папе возможность заняться своим любимым делом, — отправиться эту скамейку чинить. Да, вот так они каждый вечер и развлекаются, — одни ломают, другие тут же чинят. От когот больше вреда — даже и не знаю...

Нет, для папы с сыном это, возможно, прекрасная возможность сбежать из постылого, душного дома хоть на час. Под предлогом починки скамейки на благо человечества. А оно нужно человечеству-то? Оно, человечество, с работы пришло, хочет телек посмотреть, поспать, поболтать, а тут каждый вечер такой концерт! Одни дураки сломали, так мало было шума — другие выползли чинить со своими молотками... Вечером, поздней осенью, комму она нужна, скамейка эта? Но им — надо. Они, видите ли, хотят ощущать себя благодетелями человечества. Так воспитаны.

Ну ладно, а тут сантехника вызывают на работу, потому что в доме, который находится на его участке, прорвало трубу. Один из жильцов так бил свою жену по пьяни, что ах трубу эту сломал. Непорядок. И идет наш герой чинить. А в процессе починки понимает, что дело-то не только в трубе, а в том, что весь дом скоро, вот прямо с минуты на минуту, рухнет. Вот прямо чует он, что дело плохо, и мириться с этим не в его правилах. И начинается у нашего Димы истерика.

Натуральная бабья истерика! Он на таком подъеме быстренько делает какие-то расчеты и бежит всех спасать. На его счастье как раз в этот вечер в ресторане празднуют юбилей мэра этого городка, симпатичной такой дамы, стало быть весь бомонд города в сборе. И герой, не долго думая, рушит всю эту идиллию своим сообщением о том, что дом-то падает, а в нем чуть ли не тысяча человек, бегом спасать!

Ну, эти спасательные действия поднимают нешуточное «бурление говн» в головах подвыпивших власть имущих, которые вроде как внимают этому трезвому, но нездорово возбужденному сантехнику. Который их и к дому привел, и при помощи катания бутылки доказал его аварийность.

Далее начинается полный кошмар-кошмар, в результате которого гибнет несколько человек, а дом-то все стоит себе...  что ему падать? Вон, Пизанская башня и не так накренилась, и сколько веков стоит! Куда и этот дом денется... А если и упадет? Герой, — он кто? Сантехник, какой с него спрос. Дом упал? Ну, упал, но унитазы-то в нем работают исправно? Какие вопросы к Диме? Людей жалко? А им надо это жаление? Так же, как соседям скамейка.

Но он решил всех спасти и не останавливаться ни перед чем! Результат его спасательных операций виден в финале. Жена с ребенком едет неизвестно куда в чужом автомобиле, больные родители с неоплатными долгами сидят дома, сам герой получил как следует не только по шее, его будущее — в лучшем случае смерть от травм, в худшем — инвалидность.

А дом что, дом стоит, и живущие в нем так же пьют, едят, бьют друг друга, — словом, живут себе.

Ну и вот о чем этот фильм? Зачем он вообще нужен? Власть такая, народ сякой, спасти никого невозможно, все плохо, все рушится, но на рожон лезть не следует. А на самом деле ничего не рушится, а таким правдолюбцам, желающим стать благодетелями и попутно рушащим все вокруг, надо вовремя давать валерьянку, элениум, санитаров вызывать, если уж совсем плохо.

Ну и финал неплохо бы изменить, что ли. Иначе уж совсем чернуха какая-то, смотришь — и в голове строчки вертятся:

...Так черно и так мертво,
Что чернее быть не может
И мервее не бывать.
Что никто нам не поможет,
И не надо помогать.

Помогать-то, оно, может, и надо. Но не таким бы способом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий